Заказать обратный звонок

Особенности налогового регулирования инвестиционной деятельности

 

Налоговые льготы и субсидии

Самарская область привлекательна для инвесторов благодаря удобному географическому положению, развитой транспортной и производственной инфраструктуре, высокому кадровому и потребительскому потенциалу, наличию свободных производственных мощностей. Тем не менее, планируя выйти в регион, необходимо учесть и проблемы, которые могут возникнуть у инвесторов, например высокую степень износа основных средств, отсутствие свободных площадок, риски законодательного характера и государственную поддержку инвесторов.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения будут именно организационно-правовые факторы формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе. Анализ инструментов поддержки инвесторов, предусмотренных нормативно-правовыми актами регионов, позволяет выделить три группы инструментов стимулирующего характера, различающихся по степени их распространенности:

а) наиболее распространенные - предоставление налоговых льгот, государственных гарантий в обеспечение займов и бюджетные вложения в инвестиционные проекты;

б) реже встречающиеся - субсидирование части процентных ставок по кредитам;

в) недоиспользуемые - льготы, связанные с арендой недвижимости и пользованием землей (используются лишь в каждом третьем регионе).

Инвестиционная деятельность в Самарской области регулируется Законом «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» от 16.03.06 № 19-ГД.
Инвестор может воспользоваться государственной поддержкой на всех этапах реализации проекта. На этапе разработки – это информационное, правовое и организационное сопровождение, связанное с поиском производственных площадей, землеотводом, прохождением разрешительных процедур. На этапе открытия производства – целый комплекс преференций, в том числе:

1. Областные государственные гарантии по коммерческим кредитам в форме залога и поручительства (предоставляются по результатам открытых конкурсов).

2. Инвестиционные кредиты за счет средств областного бюджета.

3. Прямое инвестирование за счет средств областного бюджета.

4. Целевые субвенции из областного бюджета, которые выделяются для финансирования на долевой основе расходов, связанных с:

  • развитием коммунальной инфраструктуры объекта инвестирования (в сумме, эквивалентной 500 тыс. долл. США);
  • обучением и переобучением работающих (в сумме, равной 100-кратной величине минимального размера оплаты труда);
  • обучением или переобучением безработных производственным специальностям в рамках реализации инвестиционного проекта (в размере 200-кратной величины МРОТ за одного безработного, но не более 50% расходов инвестора);
  • возмещением затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях инвесторами, (в размере 1/3 произведенных затрат на уплату процентов по кредиту, но не более 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Одна из наиболее привлекательных форм господдержки инвесторов – предоставление налоговых льгот:

  • по налогу на имущество – 100% (предоставляется всем, кроме банков и других кредитных и страховых организаций, при условии ведения раздельного бухгалтерского и налогового учета имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта на срок его окупаемости, но не более чем на семь лет);
  • ставка налога на прибыль, зачисляемого в областной бюджет, составляет 13,5% (для инвесторов, осуществляющих на территории Самарской области инвестиционные проекты стоимостью 650 млн руб. и более, устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на семь лет).

С 1 января 2006 года в Самарской области действует ряд налоговых новаций. Речь, в частности, идет о таких мерах, как:

  • введение амортизационной премии, позволяющей относить на себестоимость расходы на инвестиции в размере до 10% первоначальной стоимости основных средств, что фактически означает снижение налогооблагаемой прибыли;
  • списание расходов на НИОКР в течение двух лет (вместо трех лет в настоящее время);
  • снятие ограничения на перенос убытков на будущее до 50% в 2006 году и до 100% в последующие годы;
  • повышение предела доходов, при котором возможен переход на упрощенную систему налогообложения и введение механизма его индексации.

Попробуем проанализировать ситуацию, складывающуюся в региональном законодательстве в части установления налоговых преференций, оказывающие влияние на инвестиционный климат в регионе. Как показывает практика, что хотя налоговые льготы не являются решающим фактором при выборе того или иного региона для размещения инвестиций, однако все же неверно недооценивать степень влияния регионального налогообложения (размер ставок, объем предоставляемых льгот) на инвестиционную активность территории. Поскольку налоговая ставка имеет значение при определении общего налогового бремени, она принимается в расчет при определении стратегии финансирования и налогового планирования компании. При прочих равных условиях при выборе того или иного проекта компании принимают во внимание различия в установленных законом ставках налогов и наличие налоговых льгот, направляя доходы в регионы с более низким налогообложением. Механизм привлечения инвесторов с помощью льгот по налогам, поступающим в бюджет региона, используется многими регионами.

Если характеризовать ситуацию в целом, следует отметить, что для настоящего времени в целом характерна общая тенденция на ориентацию на крупных инвесторов, в том числе иностранных, в политике регионов. Региональные власти по-прежнему считают, что несколько крупных инвестиционных проектов позволят им в будущем существенно увеличить свой налоговый потенциал, как это сейчас происходит в регионах с крупными металлургическими и нефтедобывающими предприятиями. Между тем тот пакет льгот, которым регионы могут распоряжаться более свободно и без угрозы для текущего исполнения бюджета, все же довольно мал и зачастую не играет существенной роли при принятии инвестиционных решений бизнесом, а следовательно, и не слишком эффективен для привлечения крупных инвесторов.

Для инвесторов со средними и незначительными объемами капитальных вложений наличие налоговых льгот является более существенным: в этом сегменте возрастает роль налоговых преференций в механизме привлечения инвестиций.

Вы можете получить государственную поддержку Вашего инвестиционного проекта заказав разработку бизнес-плана для господдержки в нашей компании. 

Связаться с нами можно по контактным данным в меню или по форме обратной связи.

Использованная литература:

  • Гордеева Оксана. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности: региональные особенности. Финансовый директор №3, 2007 г.
  • Закон Самарской области № 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области"
  • Закон Самарской области N 28-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области"

 

 

Особенности налогового регулирования инвестиционной деятельности

Закажите решение для Вашего бизнеса прямо сейчас!

Выберите категорию: Пожалуйста, выберите категорию
Сроки выполнения: Пожалуйста, определите комфортный срок
Контактные данные:
Укажите Ваше имя (например: Иван Александрович)
Укажите Ваш телефон для связи в формате 9161234567
Укажите Ваш E-mail для отправки Вам коммерческого предложения
Нажмите галочку для подтверждения что Вы не робот